О чем рассказывают знаки в древней пещере

О чем рассказывают знаки в древней пещере 15.05.2024
Вчера в Национальной библиотеке РБ состоялся Круглый стол «Культурогенез на древней земле Башкортостана», посвященный 100-летию начала изучения пещеры Шульган-Таш учеными республики и 65-летию открытия рисунков и геометрических знаков пещеры Шульган-Таш

С основным докладом выступил заведующий научно-исследовательской лабораторией «Семиотические исследования» Уфимского университета науки и технологий историк, кандидат философских наук, доцент Айрат Багаутдинов.

Во вводной части своего доклада он проинформировал участников Круглого стола об истории изучения пещеры. Так, научное исследование пещеры Шульган-Таш в советское время впервые было осуществлено в 1924 году доктором геолого-минералогических наук, профессором Уфимского университета народного образования Георгием Вахрушевым. В последующие годы вуз был преобразован в Башкирский государственный университет. В свою очередь, Башгосуниверситет недавно был реорганизован в Уфимский университет науки и технологии. Таким образом, УУНиТ является родоначальником научных исследований учеными республики пещеры Шульган-Таш. В текущем 2024 году исполняется 100 лет со дня начала изучения учеными Башкирии пещеры Шульган-Таш. За эти годы многие ученые Башгосуниверситета внесли свою лепту в исследование пещеры: биологи, географы, историки и другие ученые.

Айрат Багаутдинов подробно остановился на обстоятельствах открытия рисунков и знаков пещеры в 1959 году кандидатом биологических наук А.В.Рюминым. В 1959-1961 годах ученые кафедры физической географии БашГУ И.К.Кудряшов, Е.Д.Богданович и 13 студентов впервые провели полномасштабную научную экспедицию в пещеру Шульган-Таш. В 21 веке ученые Уфимского университета науки и технологий продолжают научные традиции, заложенные учеными вуза предыдущих поколений.

Далее вниманию участников мероприятия доцент А.Багаутдинов представил оригинальную научную гипотезу дешифровки древних геометрических знаков пещеры Шульган-Таш, основанную на изучении пренатальных ритмов и календарных записей верхнего палеолита. Основные идеи ученого ранее, в 2023 году, были опубликованы в научных статьях и в монографии «Расшифровка знаков Каповой пещеры. Рождение. Смерть. Культ Материнства».

В ходе презентации своей гипотезы исследователь доказал, что первобытный человек пещеры Шульган-Таш обладал абстрактным мышлением и составлял лунный календарь, оперировал знаниями о поведении животных и планировал сроки проведения охоты на мамонта, шерстистого носорога и других животных. Ученый обосновал, что большинство знаков пещеры доказывают формирование у первобытного человека основ математических знаний. Познание чисел сочетается с количеством повторяющихся вертикальных и горизонтальных линий. Багаутдинов также установил, что геометрические знаки и рисунки пещеры Шульган-Таш не связаны с религиозными представлениями первобытного человека, а фиксируют культ материнства, что доказывает существование матриархата в первобытном обществе на территории древнего Урала.

Важным элементом гипотезы ученого является разработка проблемы симметрии и асимметрии в пещерном искусстве верхнего палеолита. А.Багаутдинову удалось обнаружить и дешифровать нарисованные на стенах пещеры Шульган-Таш первобытный знак «Y» – рождение новой жизни и знак смерти – «⅄».

Ученый предложил авторское понимание и способ дешифровки характерного знака пещеры Шульган-Таш – «Трапеция». Вертикальные линии внутри знаков «Трапеция» означают лунные месяцы. Данным способом дешифрованы трапеции – календари беременности шерстистого носорога, мамонта, зубра, лошади.

В работе Круглого стола также приняли участие и выступили заведующий отделом Национального архива Республики Башкортостан Юлай Юлдашбаев, преподаватели и студенты Высшей школы философии и социологии, Высшей школы зарубежной филологии Института гуманитарных и социальных наук УУНиТ, студенты и преподаватели Башкирского кооперативного техникума.

Фотогалерея: http://bashnl.ru/proekty/fotogalereya/?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=2062.